География развлекательного туризма

Если говорить о международном туристическом рынке в целом, туры с целью отдыха и развлечения составляют самый масштабный его сегмент. География развлекательного туризма содержит в себе своеобразный феномен. Наиболее массовые туристические потоки формируются в Европейском, Северо-Американском и Азиатско-Тихоокеанском регионах и, в то же время, направляются в те же самые регионы.

Однако в этом феномене и состоит основная отличительная черта развлекательной разновидности туризма. Это преобладание туров внутри одного региона над межрегиональными турами. Чаще всего это короткие по продолжительности поездки в соседнюю страну, имеющие целью посещение тех или иных известных мест развлечений. Такое положение на туристическом рынке имело место с начала 90-х годов прошлого века. Общее соотношение внутрирегиональных туров к межрегиональным, на протяжении многих лет составляло в среднем 82:18.

Но если говорить о вышеназванных регионах по отдельности, по каждому из них вырисовывается несколько иная картина. Если для Европы и Америки, в целом, положение вещей сохранялось (90% и 75% соответственно приходилось на внутренние туры), то в Азии отмечалось большее тяготение к межрегиональным туристическим поездкам, количество которых превышало количество путешествий внутри региона. Однако целью этих туров по-прежнему оставались Европейский и Северо-Американский регионы.

Согласно данным ВТО, начало третьего тысячелетия ознаменовалось рядом изменений, произошедших в географическом аспекте развлекательного туризма. Межрегиональный обмен туристами существенно возрос, и данная тенденция продолжает сохраняться. Поток туристов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона ещё более увеличился, а в Европе и Америке существенно изменилось соотношение внутрирегиональных и межрегиональных туров. Обобщённые данные по этим двум регионам показывают, что спрос на внутрирегиональные поездки сократился в среднем до 76%, а на межрегиональные, соответственно, возрос, составив 24%.

Но не только доминирующей ролью внутрирегиональных поездок отличается развлекательный международный туризм. Ещё одна характерная особенность его географии – меридиональная направленность маршрутов. Говоря проще, жители северных стран выбирают туры в южные широты, а южане, в свою очередь, проявляют живой интерес к снегам и морозам Севера. Если говорить конкретнее, то, например, жители Канады и США давно облюбовали для отдыха курорты Карибских островов, датчане, норвежцы, шведы, финны и ирландцы обожают средиземноморское побережье, а греки, испанцы и итальянцы любят покататься на лыжах и сноуборде в швейцарских Альпах.

Направление «север-юг» с каждым годом становится всё более популярным и востребованным в развлекательном туризме, причём, плотность туристических потоков в обе стороны примерно одинакова. Возможно, немалую роль в росте туристического интереса к странам Северной Европы, сыграла имевшая место в последние годы существенная девальвация валют в ряде Скандинавских стран. Однако прочно устоявшаяся репутация наиболее безопасных и социально стабильных регионов также имеет в данном случае немаловажное значение. Кроме того, развитию развлекательного и других направлений туризма в северные страны способствуют их высокие экологические показатели, отсутствие вредных производств, обилие живой, не затронутой цивилизацией, природной среды.

Аналитики туристического рынка единогласно прогнозируют его динамическое развитие, невзирая на социальные потрясения, имевшие место в ряде традиционно туристических стран в последнее десятилетие. Это не может не радовать всех верных почитателей музы дальних странствий.