Школьный туризм

Очень часто многие люди склонны смешивать понятия «семейный» и «школьный» туризм, относя их к одному, по сути, предмету. Однако это всего лишь расхожее заблуждение. На самом деле отличия имеют место, причём достаточно существенные.

Прежде всего, в отличие от семейного туризма, в школьном имеются две действующих стороны – это участники (сами школьники) и организаторы (преподаватели и администрация школы). Эта характерная особенность ставит школьный туризм посередине между самодеятельным и организованным типом туристических путешествий. Школьные туры могут быть, как целиком, так и частично самодеятельными или же организованными.

Следует отметить, что полностью самодеятельный школьный туризм не является «официальным» и представляет собой негативное проявление для школы, в которой он имеет место. По сути, это самовольная поездка учащихся, без сопровождения представителей школы. Такие поездки иногда организуют сами ученики (обычно старшеклассники), втайне от взрослых (учителей и родителей). Руководство туром передаётся общепризнанному лидеру из ученической среды. Заметим, что когда школьники становятся студентами, подобные самодеятельные поездки перестают быть отрицательным явлением, превращаясь в довольно обычное для учащихся ВУЗа мероприятие.

Также необходимо упомянуть о том, что учащиеся и учителя, как правило по-разному относятся к школьным туром, но эти отношения не вступают в противоречие. Дело в том, что для школьников туризм является увлекательным занятием, одной из наиболее интересных форм активного отдыха, окружённой романтическим флером и сопровождаемой временными изменениями привычного образа жизни. Для учителей же это один из самых эффективных способов лучше узнать каждого из своих воспитанников, установить с ним неформальный личностный контакт, что в дальнейшем способствует росту эффективности обучения и воспитания.

Однако и те, и другие хорошо понимают, что школьный туризм не является обычным развлечением, вроде увеселительных туров. Несмотря на то, что провести чёткую грань между «педагогической» и развлекательной частями тура далеко не всегда представляется возможным, сознание того, что поездка является органической частью общего плана школьных мероприятий, присутствует и у педагогов, и у их воспитанников. Как много десятилетий тому назад метко выразилась Н. К. Крупская, «Детский туризм – это не тот вид отдыха, от которого можно устать и поглупеть».

Несмотря на то, что желания и поведение детей в поездке на первых порах могут не вписываться в традиционные педагогические нормы и носить достаточно примитивный характер, опытный педагог понимает, что это лишь временное явление, и коррекция поведения детей в нужном направлении – лишь вопрос времени и его собственных педагогических талантов и навыков. Настоящий учитель всегда сумеет извлечь максимум педагогической пользы из совместной с учениками поездки. И установившийся таким образом личный контакт с каждым из подопечных, является мощным подспорьем для дальнейшей успешной педагогической работы со всем коллективом.

Организацию и проведение школьных туров сегодня предлагают практически все туроператоры. Особенно много предложений приходится на каникулярный период, что вполне естественно. Однако вполне доступны и краткосрочные поездки в выходные дни, например, ознакомительная экскурсия в соседний город или к каким-либо известным местам, расположенным неподалёку. В целом индустрия школьного туризма продолжает динамично развиваться, и перед детьми открывается всё больше возможностей познавать мир, глядя на наш огромный мир и его достопримечательности собственными глазами.